Методический Stаnd Up
Данный раздел представлен педагогическим опытом, материалами и разработками педагогических работников МБДОУ - детский сад № 362
по развитию инженерного мышления и конструктивной деятельности дошкольников за 2023 - 2024 г.г.
Конкурс «Методический Stand Up» — это конкурсное мероприятие, в котором мы представляем опыт нашей деятельности в данном направлении
Конкурс «Методический Stand Up» представляет
Темченко Ирина Борисовна
воспитатель
Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста
21.12.2023
В
настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать
инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным
мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и
умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Что
же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее
определение: "Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности,
направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой
высокопроизводительной и надежной техники…".
Мышление
инженера содержит в себе не только данные, сведения, формулы, оно основывается
на умении самостоятельно выстроить алгоритм действий, последовательность
изготовления продукта. Формула инженерного мышления такова: знания, умения,
опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе,
находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение
анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого
мышления.
То
есть для того, чтобы реализовать цель дошкольного образования в отрасли
технического творчества, а именно, сформировать инженерное мышление у ребенка,
необходимо развить ряд основных качеств, необходимых будущему успешному
инженеру.
Эти
качества:
-
богатство элементарного понятийного аппарата,
-
способность комбинировать, рассуждать, устанавливать логические связи,
-
развитость внимания и сосредоточенность,
-
оперативность, комплексность, системность мышления,
-
развитость творческого мышления,
-
способность к самостоятельным видам работы.
Конструирование
и строительная игра дают большие возможности для всестороннего развития
ребенка. В процессе конструкторской деятельности у детей формируются
пространственные представления, развивается воображение, мышление, т.е.
совершенствуются те способности, которые лежат в основе технического
творчества. Активная деятельность в процессе конструирования - необходимое
звено в системе коррекционного обучения.
Известно, что у детей с хорошо развитыми
навыками в конструировании быстрее развивается речь. Очень важно разработать
систему занятий, которая позволит переходить от простых конструкторских
действий к сложным, развивать творческие и технические способности детей.
Работа
начиналась с игровых заданий по плоскостному моделированию (из геометрических
фигур, палочек Кюизинера). Сначала детям предлагалось выкладывать изображения,
накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируировать по замыслу. Интересные игры для детей, например, «Выложи изображение из геометрических
фигур», «Превращение фигур», «Цветная геометрия» и т.п.
Очень
важны для дошкольников игры и упражнения с палочками Кюизинера, так как они
позволяют знакомить детей со счетом, величиной, цветом, упражнять в
ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию
движения, что влияет на общее интеллектуальное развитие дошкольников, готовит к
овладению навыками письма. Дети придумывали свои постройки, рассказывали о них
друг другу.
На
аппликации ребята изготавливали поделки из геометрических фигур (коврики, звезду и т.д.). Поделки типа
оригами и с элементами мозаики.
Данные
задания (аппликация, поделки типа оригами) позволили детям легко запоминать и
различать названия геометрических фигур, подбирать их по цвету, форме, искать
интересные решения. В результате работы развивается внимание, восприятие,
логическое мышление.
Далее
от плоскостного моделирования переход к конструированию из самых разнообразных
строительных материалов. Это деревянный
конструктор, конструкторы «Малыш», крупный
напольный строительный материал и бросовый материал. Такое разнообразие
позволило воплощать любые замыслы детей. Использование разных конструкторов,
показывает, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в
зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как
соединяются его детали. Например, постройки
из конструктора более устойчивы за счет прочного соединения, а из кубиков
быстро разрушаются, и их установка требует определенных усилий.
С
целью расширения знаний об окружающем мире и активизации словаря детей, на
прогулке обращали внимание на различные здания и сооружения, рассматривать
машины, автобусы и другие виды транспорта, выделяли их части, называли форму.
На занятиях по конструированию упражнялись в их строительстве.
Прежде
чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности, детям давали образец
постройки, чтобы они поняли назначение каждой детали, способы их соединения.
Надо сказать, что конструирование по образцу - важный обучающий этап, где можно
решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой
деятельности творческого характера.
Далее
переход к более сложному этапу - конструированию по простейшим чертежам и
наглядным схемам, через которое развивается наглядное моделирование, так как
надо соотнести размер, цвет, форму деталей и скомбинировать их.
И
наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет самостоятельно и
творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Сооружая свои
постройки, дети имеют возможность придумывать и создавать что-то новое. Они
экспериментируют, изобретают, фантазируют и обыгрывают свои постройки. Но самое
интересное это коллективная игра. Дети смогут забыть о своих трудностях и
проблемах, перестать стесняться и максимально раскрыться в общении. Задача
педагога - сделать одни и те же постройки из разного вида конструкторов, необходимо
дать детям возможность построить такой же город из разного вида конструктора.
Таким
образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает
почву для развития инженерного мышления у детей.